Как известно, в последние годы американская наука отказалась от устоявшихся взглядов и активно разрабатывает теорию «многообразия», полагающую разнородность и многослойность расовых, этнических, даже классовых начал не только исходным моментом формирования национального сознания и национальных традиций, но и сущностным признаком собственно нации. Разработка этих теорий далека от завершения, некоторые из выдвигаемых положений весьма дискуссионны, но необходимо отметить, что в ходе работы внимание исследователей привлекают явления, ранее остававшиеся как бы на периферии изучения. Это в высшей степени характерно и для публикаций, посвященных истории национальной литературы. Вне зависимости от отношения к общеметодологическим выводам американских исследователей представляется целесообразным и нашим ученым максимально расширить поле своих научных интересов и обратить внимание на те факты истории американской литературы, которые ранее не получали в нашей науке достаточного освещения.
Так, например, если духовная история и литературное творчество новоанглийских пуритан многократно рассматривались в работах наших литературоведов, посвященных раннему, колониальному, этапу существования и развития американской словесности, то практически не затрагивался вопрос о роли, сыгранной в нем квакерами, составлявшими в конце XVII - начале XVIII в. значительную часть переселенцев. Хотя бы частичное заполнение этого пробела и является целью данной статьи.